Транспортировка товара от производителя заказчику сопровождается дополнительными расходами, которые закладываются в итоговую стоимость товара. Доставка товара, помимо обязательных расходов, включает в себя форс-мажоры: потерю товара, его повреждение, отправка не того товара заказчику.
Поэтому при заключении договорных отношений между производителем и перевозчиком четко устанавливаются обязанности и ответственность сторон. В торговле эти условия поставки груза называются базисными. Эти правила также определяют ситуацию риска повреждения товара или утери. Сделки, заключенные на базисных правилах, осуществляются по международным стандартам торговли Incoterms.
О том, как производителю обезопасить себя и свой товар при его доставке заказчику, расскажем в этой статье.
Базисные условия поставки груза
Базис поставки грузов — условия, которые требуются соблюдать производителю и транспортному агенту, определение страховых правил, уточнения последствий рисков — потери товара, его повреждения — и оплате транспортных расходов. В базисе указывается место передачи товара, лицо, страхующее заказ, ответственный за прохождение разгрузочных и погрузочных работ, а также переход ответственности за риски случайного повреждения и потери заказа на того или иного участника торговых отношений.
Базис поставки включает в себя следующие обязательства:
- транспортировка товара — сроки, способ доставки, стоимость и так далее;
- оформление документации;
- распределение транспортных расходов;
- страхование груза;
- форс-мажоры и моменты риска порчи товара или его утери;
- дополнительные условия поставки груза.
Базисные условия поставки не являются полноценным договором, а лишь дополнением, поскольку не включают в себя полный объем обязательств сторон, например: последствия нарушения договорных обязательств, переход права собственности на продукт и иные условия.
Обязательство по оформлению документов и оплате
При процессе транспортировки груза существуют определенные риски:
- потеря или кража заказа;
- повреждение целостности упаковки груза или непосредственно поломка товара;
- стихийные катаклизмы, которые приводят к нарушению целостности заказа или затрудняют процесс доставки — пожар, наводнение, дожди и так далее;
- дорожно-транспортные происшествия;
- иные форс-мажоры.
Чтобы обезопасить себя и восстановить в той или иной степени финансовые потери, необходимо заключать договор, в котором предварительно оговариваются сторонами указанные риски.
Также важно заполнять и экспедиторские документы:
- поручение — в нем прописаны условия, на которых осуществляются услуги транспортировки груза;
- экспедиторская расписка — подтверждает то, что экспедитор принял груз для доставки;
- складская расписка — подтверждение того, что экспедитор передал груз на склад;
- отчет экспедитора — в нем отражен путь доставки груза, сумма вознаграждения и первичные документы.
Если транспортировку осуществляет лично экспедитор, то ему требуется передать клиенту перевозочные документы, например, товарно-транспортные накладные, которые подтверждают факт оказания услуг. После этого стороны подписывают акт приема-передачи.
Единого образца указанных документов нет, поэтому они заполняются произвольно. Если у компании есть установленные стандарты, то документы заполняются в соответствии с ними. Однако в произвольных формах документов обязательно указываются следующие реквизиты:
- название документа;
- дата заключения;
- название организаций, которые заключают договор;
- содержание оказываемых услуг;
- размер денежного вознаграждения;
- ответственные лица за совершение услуг;
- подписи и их расшифровки руководящих и ответственных лиц.
Страховые риски
Чтобы возместить финансовые потери, которые могут наступить при рисках транспортировки груза, компании пользуются услугами страхования. Страховка покрывает убытки, которые несет фирма.
Сегодня страхование — обязательная часть транспортировки, которая является комплексом действий, направленных на создание страхового фонда. Именно из средств страхового фонда возмещаются финансовые потери. Стоит уточнить, что в страховку входят не все случаи рисков, они заранее определяются страховым агентством.
Нестраховыми случаями, за которые не возмещаются финансовые убытки, являются:
- нестандартная упаковка товара;
- несоблюдение технических требований при погрузке и разгрузке заказа;
- отсутствие части груза при целостной упаковки;
- злой умысел стороны, застраховавшей груз;
- потеря части товара при естественных условиях, например, испарение жидкости;
- несоблюдение условий транспортировки перевозчиком;
- свойства груза, приведшие к его порче — гниение, самовозгорание и так далее.
В том, чтобы груз был доставлен во время и в целости, заинтересованы все участники продажи. Поэтому страхование заказа — многоуровневый процесс, в котором могут быть задействованы поставщики, перевозчики и потребители.
Существует несколько видов страхования, определенных характером допущенных рисков:
- категория “А” — страхование происходит в том случае, если заказ поврежден или утерян, тогда страховщик обязан возместить все понесенные убытки. Основное преимущество этого вида страхования заключается в том, что поставщик защищает все возможные риски, но стоит уточнить, что это дорогостоящее страхование. Однако стоимость можно снизить при исключении некоторых пунктов договора;
- категория “В” — страхуются самые распространенные риски транспортировки: аварии, кража груза, стихийные катастрофы, повреждение товара при разгрузке.
- категория “С” — страховка касается тех же пунктов, что и при страховании категории “В”, однако пострадавшей компании возмещаются убытки только при полном или частичном уничтожении заказа. Если заказ испорчен, но не уничтожен, финансовые потери не возмещаются.
В страховом договоре требуется указывать:
- предмет страхования;
- риски;
- сумму финансовых возмещений;
- срок действия документа;
- поведение сторон при последствиях допущенных рисков, доказательство страхового случая, а также санкции при отказе возмещения потерь.
Такие же договоры заключаются и с поставщиками материалов и сырья. О том, где искать надежных поставщиков, читайте в нашем блоге.
Ответственность за товар
Когда компания-перевозчик подписывает акт о получении груза, на нее возлагается вся ответственность за товар, и прекращается она только в момент подписания акта передачи груза получателю.
Перевозчик не несет ответственность за товар в следующих случаях:
- груз поврежден при независящих от компании обстоятельствах, например, во время стихийного бедствия;
- перевозчик приложил все усилия для сохранения товара;
- появились ограничения по проезду транспортных средств на маршруте доставки, о которых перевозчик ранее не знал.
Если товар испорчен, то грузополучателю необходимо:
- уведомить об этом перевозчика;
- собрать комиссию для оценки нанесенного ущерба;
- зафиксировать повреждение при помощи видео или фото;
- зафиксировать показания путевого листа при помощи фото или копии;
- заполнить акт о повреждении груза за подписью водителя;
- составить претензию перевозчику с указанием требуемого размера компенсации.
Если компания-перевозчик отказывается выплачивать компенсацию ущерба, то потерпевшая сторона вправе спустя месяц после предъявления претензии обратиться с иском в арбитражный суд.
Подведем итоги
В этой статье мы выяснили, что такое базисные условия поставки, что они в себя включают, и почему на них важно уделять внимание.
Для того чтобы обезопасить себя при транспортировке груза, компании следует заранее спрогнозировать гипотетические риски и застраховать заказ, чтобы возместить финансовые потери.
Если избежать повреждения или потери товара не удалось, важно предпринять все средства, чтобы компания-перевозчик выплатила компенсацию за ущерб. Для этого требуется зафиксировать нарушение и составить перевозчику акт о повреждении заказа.