Что делать, если доставили поврежденный груз?

что делать при доставке поврежденного груза

При транспортировке грузов участвуют 3 стороны: отправитель, транспортная компания, получатель. После передачи груза отправителем транспортной компании ответственность за сохранность товаров переходит перевозчику, пока груз не принимает получатель.

При поступлении товаров важно проверить их состояние, так как во время транспортировки груз мог быть поврежден. Это необходимо официально зафиксировать, чтобы снять ответственность с получателя.

В этой статье мы расскажем, что делать, если груз поврежден при доставке.

Повреждение груза при перевозке

При поступлении груз нужно осмотреть на наличие повреждений. Товар испорчен, если его состояние не соответствует тому, что указано в транспортной накладной. Нарушена целостность упаковки или тары, отсутствуют пломбы. 

Повреждения делятся на явные и скрытые. Явные повреждения просматриваются визуально. Это царапины, трещины, нарушения тары и упаковки. Скрытые повреждения выявить труднее, так как визуально они незаметны. Для обнаружения скрытых повреждений необходимо “обнюхать” товары, проверить условия перевозки: температурный режим, безопасное расположение.

Действия при поступлении поврежденного товара

При обнаружении повреждений необходимо их зафиксировать. Важно не подписывать транспортную накладную до осмотра груза. Если не указать на замечания перед подписью, будет невозможно предъявить претензии транспортной компании. И суд не удовлетворит иск.

Повреждения можно визуально зафиксировать с помощью фото и видеоматериалов. Сделайте как можно больше снимков, в которых будет представлен испорченный товар с разных ракурсов, номера и кузов машины, окружающее пространство, пломбы, тара и упаковка.

Также попросите людей, которые присутствуют рядом, подробно описать зафиксированные повреждения. Возьмите их контакты и приступите к составлению акта о повреждении груза.

Акт о повреждении груза

Акт о повреждении груза — это официальный документ, в котором вы излагаете свою претензию к транспортной компании. Стандартов такого типа документов не существует с 2013 года, поэтому акт можно составить собственноручно.

Важно написать минимум 3 варианта. Отправитель, транспортировщик и получатель должны иметь по одному идентичному документу, который будет подписан ответственным лицом. 

В акте о повреждении груза нужно указать информацию об отправителе, транспортной компании и получателе. В акте нужно описать обстоятельства доставки, указать на наличие повреждений, обосновать размер ущерба. Пример документа можно найти на сайтах юридических услуг. 

Оформлять акт нужно внимательно. Важно тщательно описывать ущерб. Этот документ будет главным доказательным аргументом при доведении дела до суда.

Претензия к транспортной компании

Перед направлением иска в суд нужно отправить претензию о возмещении ущерба в транспортную компанию. К ней прикладываются заверенные у нотариуса копии акта о повреждении груза, транспортные накладные, фото и видеоматериалы ущерба, копии показаний очевидцев, заключение экспертизы поврежденного груза.

Нужно подготовить 2 экземпляра претензий, и один отправить в транспортную компанию. Рекомендации о том, как их составить, можно найти в Интернете. Если перевозчик отказывается удовлетворять требования, необходимо пересмотреть договор о перевозке и направить иск в суд.

Что делать, если конфликт не урегулирован

Иск о возмещении ущерба, который был нанесен в процессе транспортировки груза подается в Арбитражный суд по месту нахождения перевозчика. При условии, что он был подан юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

В иске указываются доказательства причастности к повреждениям перевозчика, их характер, описывается процедура досудебного урегулирования спора. Требования к перевозчику стоит перечислять по пунктам. Госпошлина, которую должен будет заплатить перевозчик, рассчитывается, исходя из суммы ущерба. Порядок рассмотрения дела указан в АПК РФ.

Заключение

Ответственность за повреждение груза при перевозке лежит на транспортной компании независимо от того, произошло ли это по вине перевозчика или по вине третьих лиц. Получатель должен официально зафиксировать ущерб: задокументировать повреждения, составить акт о повреждении груза, отправить претензию транспортной компании и при необходимости составить судебный иск.
Важно не утилизировать поврежденные товары до получения компенсации за них. Испорченный груз, пока ситуация не разрешится, можно поместить в “зону карантина” или “зону брака”, о которых мы рассказываем в отдельной статье.

Заявка на подбор помещения