Хранение жидких грузов

хранение жидких грузов

Наливные грузы — вещества, которые хранятся и перевозятся в жидком или сжиженном газообразном состоянии. Это нужно для сохранения их свойств. Жидкие грузы не требуют условий перевозки, но имеют особое агрегатное состояние. Работать с такими видами грузов тяжело: много правил и особенностей.

В данной статье Вы узнаете, как правильно хранить жидкие и наливные грузы. 

Виды наливных и жидких грузов

Жидкие грузы делят на 4 группы:

Сжиженные газы. Это аммиак, хлор, закись азота, бутан. Они хранятся охлажденными, под давлением.

Нефтепродукты. Примеры: дизельное топливо, бензин, керосин. Они взрывоопасны. Небольшая ошибка может привести к серьезным последствиям. 

Химические грузы. Это лаки, красители, щелочи. 

Пищевые продукты. К ним относятся питьевая вода, молоко, и другие жидкости для питья или готовки. При хранении таких грузов соблюдаются санитарные правила, температурные нормы. 

Наливные грузы делят на 2 группы:

Неопасные. Эти вещества не ядовиты, их температура вспышки > 61°С. В основном это пищевая продукция, но также, например, дизельное топливо, мазут.

Опасные. Это жидкости с температурой вспышки < 61°С (ацетон, спирт, диэтиловый эфир), ядовитые, едкие жидкости (щелочи, кислоты), сжиженные газы. При неправильном обращении они наносят вред экологии, здоровью людей.

Правила хранения жидких и наливных грузов

Хранение наливных грузов возможно только на особо оборудованных складах. 

Требования к складам для наливных грузов:

  • Резервуары, где хранят наливные грузы, обслуживаются регулярно. Их чистят и ремонтируют.  Емкости для пищевых веществ перед наливом обеззараживают; 
  • Все технические работы, проведенные с оборудованием, заносят в журналы техобслуживания;
  • У каждого резервуара есть свой техпаспорт. В нем фиксируют состояние устройства;
  • Склад должен быть оборудован системой безопасности .

Особое внимание на складах для жидких грузов уделяется резервуарам. Они бывают различных видов:

  • Наземные, подземные. Их располагают под землей или над ней. Наземные резервуары оборудуют лестницами и площадками, с них можно проводить ремонтные работы.
  • Горизонтальные, вертикальные. Горизонтальные резервуары располагают на металлических или бетонных опорах 50-100 см высотой. Вертикальные — на песчаной подушке (20-30 см) или фундаменте из бетона. Вертикальные резервуары обычно используют для больших объемов жидкости.
  • Из железобетона, стали или бетона. Выбор материала зависит от свойств вещества, которое будет храниться. Важно учесть коррозионность, так как возможны повреждение резервуара или утечка.

При использовании наземных резервуаров одновременно на складе может находиться не более 2000 м3 легковоспламеняющихся грузов и 10000 м3 горючих.

Если на складе подземные резервуары — не более 4000 м3 легковоспламеняющихся и 20000 м3 горючих.

Резервуары всегда удалены от других зданий на 50-200 м. Чем опаснее работа с грузом, тем дальше находятся объекты. 

Помимо резервуаров используют тары. Для жидких грузов это бочки, канистры, бидоны, фляги.

Склад для нефтепродуктов называют нефтебазой. Для хранения нефтепродуктов есть требования:

  • Между группами резервуаров должно быть >50 м;
  • Соседние резервуары удалены друг от друга минимум на 10 м;
  • Резервуар нефтебазы ограждены земляным валом высотой >1,2 м;
  • При хранении в тарах задействуют стеллажи и штабеля. Максимальная высота штабелей — 5 ярусов, их укладывают спецтехникой. На стеллажах располагают только один ряд тар. 

Жидкости испаряются. Учтите это, чтобы не потерять большой объем вещества при перевозке или хранении. Интенсивно испаряются, например, нефтепродукты. Избежать испарения помогают понтоны — специальные крышки, в белом или серебристом цвете резервуара, расположенные в тени. 

Оборудование для работы с жидкими грузами

Обязательно на территории склада находятся зоны слива и налива жидких грузов. Они должны быть удалены от других зданий и зон на 50 м. При взрывоопасных, ядовитых грузах — на 125 м.

Слив жидкого груза производится:

  • Самотечно. Для этого используют нижний сливной прибор;
  • Принудительно. Это выкачивание насосом.

Транспортировка жидких грузов производится морским, железнодорожным или автотранспортом.

  • При перевозке по морю используют танкеры. Это судно с большой емкостью, поделенной на секции;
  • На железной дороге используют цистерны и танк-контейнеры. Цистерна — резервуар в форме цилиндра. Ее устанавливают на подвижных составах. Цистерну нельзя переместить в другое место, она стационарна. Танк-контейнер похож на цистерну, но его можно перемещать. Это удобно при поочередной перевозке груза разным транспортом;
  • В автомобильных перевозках часто используют цистерны. Также недавно появился новый вид резервуара — флекситанк. Он изготовлен из полимерных материалов и вкладывается в контейнеры. Это одновременно безопасный и экономичный вариант. Подходит он, правда, лишь для неопасных жидкостей.

Заключение

Наливные и жидкие грузы — одни из самых сложных видов грузов. Хранение таких веществ обязывает знать их особенности. Для них нужны склады, подходящие их свойствам. 

Для работы с жидкими и наливными грузами нужно знать правила. Изучите их, чтобы хранить лаки и нефть безопасно.

Заявка на подбор помещения