“Узкие места” цепочки поставок: влияние на продажи

узкие места в цепочке поставок на склад

Цепь логистических операций фирмы состоит из различных по мощности, скорости обработки заказа элементов. Слишком “узкие места” — наиболее слабые и сложные — замедляют или останавливают работу, снижают продажи и наносят вред имиджу компании.

Ярким примером “узкого места” цепочки поставок считают пробку в Суэцком канале, которую создало судно Ever Given 23 марта 2021 года. Сев на мель в водном канале, по которому соединяются Европа и Азия, контейнеровоз создал пробку из 450 судов, равные $10 млрд. Каждый день простоя оценивался в $14 млн.

Физически узкое место стало и узким элементом поставок, которое снизило продажи и ухудшило имидж пострадавших компаний. Компании важно минимизировать наличие этих “узких мест” в логистической цепи, иначе фирма рискует собственными продажами и отношением покупателей. 

В статье расскажем, как “узкие места” влияют на деятельность фирмы и как избавиться от этих факторов.

Системы управления складом и связанные с ними элементы 

Сегодня основой управления системами склада стало программное обеспечение. Оно, как ни один элемент деятельности компании, развивается и меняется быстро и качественно. Если компания не обладает минимальным техническим и программным обеспечением, то она не контролирует логистические процессы, работу над изготовлением продукции и связи с клиентом. Например, клиенту требуется товар к определенному сроку, но маркетплейс не может сказать, когда придет товар. Тогда компания теряет клиентов, поскольку не может спрогнозировать свои планы по поводу этой покупки.

Также замедлить работу склада может отсутствие WMS-системы или pick by voice-технологий. Если товар раскладывается, упаковывается вручную, то это занимает лишнее время.

Важным этапом логистики является приемка и оформление товара. От того, насколько корректно учитывается поступление товаров на склад, зависит нормативная часть работы с заказом, распределение продукции на полках склада, работа транспортных средств и доставка товара клиенту.

Поставщики или материалы из одного источника 

Часто “узкое место” логистики заключается не в дефиците ресурсов, а в их цене.

Вы выбираете из широкого предложения партнера, которые предложит необходимый товар по наиболее низкой цене. В этом случае необходимо тщательно изучать партнерский рынок.

Если же необходимый ресурс находится в руках монополиста или группы предприятий, то вы становитесь заложником той цены, которую предлагает партнер. 

Объем склада 

Если вы планируете повысить товарооборот и привлечь больше клиентов, то необходимо увеличить количество площадей и ресурсов. Они должны не отставать от объемов производства конкурентов. Если же вы не можете приобрести новые складские помещения, технику и иные ресурсы, то у компании возникает проблема — точка ограничения объема продаж. Попытки превысить максимально возможное количество производства приведет к снижению маржи или повышению цен на продукцию. 

Важно анализировать объемы производства конкурентов и сопоставлять с собственными, чтобы все имеющиеся ресурсы не простаивали.

Отсутствие совершенствования процессов

“Узкие места” логистической цепочки приводят к:

  • неправильное расположение складских зон, старое оборудование, отсутствие производственных ресурсов снижают объемы производительности;
  • невыполнение договорных сроков, срочные приобретения ресурсов, оплата постоянных расходов при низкой реализации товаров, высокие цены на вспомогательные ресурсы поставщиков увеличивают материальные издержки;
  • нарушению партнерских связей – если фирма постоянно нарушает договорные обязательства, потенциальные партнеры не желают сотрудничать с этой компанией;
  • снижению имиджа компании — если у компании появляются регулярные трудности в производстве или доставке товара, обслуживании клиента, то покупатели не отдадут предпочтение той фирме, которая не оправдала ожидания; 

Заключение

В этой статье мы выяснили, что такое “узкие места” в логистике и какое влияние они оказывают на работу логистической и складской компаний.  

Чтобы устранить “узкие места”, предпринимают следующие действия:

  • погружение в отдельные производственные процессы: сборка заказа, доставка, упаковка, — это нужно, чтобы выявить сложности, затрудняющие производственные процессы;
  • рациональное использование ресурсов — важно понимать, какие ресурсы в каких объемах требуются производству, какое сырье портится, какие площади простаивают;
  • использование гибкой операциональной системы — разделять зоны ответственности каждого сотрудника, давая полезные ресурсы для работы;
  • оценивание работы компании с другими подразделениями, чтобы выбирать партнеров, чье предложение наиболее выгодно для фирмы;
  • контроль производственных процессов — если оставить налаженную работу на самостоятельный бесконтрольный поток, то неизменно возникнут сложности, которые перерастут в “узкие места”.
Заявка на подбор помещения